1709: Закладка корабля «Полтава»

  

16-12-2014


Торжество закладки первого линейного корабля в Санкт-Петербурге прошло не за один день и оказалось нелегким процессом. Именно так, с преодолением больших сложностей, проходило возвращение России на берега Балтики, сооружение новой столицы и преобразование страны в современную державу. В силу растянутости во времени процесса закладки корабля, в источниках существуют разногласия относительно даты этого события.
 
«Табель Российского флота караблям, которой в котором году, месяце и числе заложен», составленный в самом конце правления Петра Великого, содержит утверждение, что 54-пушечный корабль «Полтава» стали строить 5 декабря 1709 года (по старому стилю, 16 декабря по новому стилю).
 
«Записная тетрадь закладке судов и спуску на воду с 1703 году…», тоже документ Петровской эпохи, написанный параллельным текстом на русском и голландском языках, упоминает: «Полтава» заложена «при Адмиралтействе в 1709 году декабря в 6 числе». Именно 5 декабря 1709 года, более ранней датой, определяют начало строительства исторического корабля справочники.
 
Сохранились, однако, современные событию дневниковые записи очевидца – датского посланника в России Юста Юля. Именно они позволяют установить и точную дату, и подробную картину события. Вот строки из записи дипломата за 4 (15 ст.) декабря 1709 года:
 
«После полудня я отправился на Адмиралтейскую верфь, чтобы присутствовать при поднятии штевней на 50-пушечном корабле, но в тот день был поднят один штевень, так как стрелы (козлы) оказались слишком слабы для подъема ахтерштевня. Царь как главный корабельный мастер (должность, за которую он получает жалованье) распоряжался всем, участвовал вместе с другими в работах и, где нужно было, рубил топором, коим владеет искуснее, нежели все прочие присутствовавшие там плотники. Бывшие на верфи офицеры и другие лица ежеминутно пили и кричали. В боярах, обращенных в шутов, недостатка не было, напротив, их собралось здесь большое множество. Достойно замечания, что, сделав все нужные распоряжения для поднятия форштевня, царь снял пред стоявшим генерал-адмиралом шапку, спросил его, начинать ли и только после получения утвердительного ответа снова надел ее, а затем принялся за свою работу. Такое почтение и послушание царь выказывает не только адмиралу, но и всем старшим по службе лицам, ибо сам он покамест лишь шаутбенахт. Пожалуй, это может показаться смешным, но, по моему мнению, в основании такого образа действий лежит здравое начало: царь собственным примером хочет показать прочим русским как в служебных делах они должны быть почтительны и послушливы в отношении своего начальства». Завершилась церемония закладки корабля, согласно тому же очевидцу, на следующий день 5 (16) декабря 1709 года: «После полудня на вышеупомянутом 50-пушечном корабле в присутствии царя был поднят и ахтерштевень, чего раньше не могли сделать вследствие слабости стрел. Как и в прошлый раз всем распоряжался сам царь, выказывая генерал-адмиралу прежнее почтение. На корабле был поднят также шпангоут, потом флаг и гюйс. При этом выпалили также из орудий».
 
Из документов следует, что линейный корабль «Полтава» русский монарх заложил и начал строить лично в течение 4 – 5 декабря 1709 г.(по старому стилю, 15-16 декабря по новому стилю) Если же считать по ранней дате, то закладка произошла 4 декабря в знаменательный год Полтавской победы. 




















54-ПУШЕЧНЫЙ ЛИНЕЙНЫЙ КОРАБЛЬ 4 РАНГА. «ПОЛТАВА», СПУЩЕН НА ВОДУ В 1712 ГОДУ.

Адрес:

199226, Санкт-Петербург
Василеостровский район,
пр. Крузенштерна, дом 18, стр. 9,
Яхтенный порт «Смоленка»



Контактная информация:

Тел.: +7 (812) 244-98-33

По вопросам экскурсий: excursions@poltava1712.ru

Сотрудничество и СМИ: pr@poltava1712.ru





Вы можете подписаться на рассылку «Полтава»!