Подготовка и строительство «Полтавы»

Вы здесь

Идея «Полтавы»
Исторически сложилось так, что именно «славная Полтавская виктория» придала сильнейший импульс замыслам Петра в кульминационной фазе борьбы со шведами. Едва стало известно о разгроме армии короля Карла XII под Полтавой, как Пётр уже задумал построить в Петербурге корабль с сильным артиллерийским вооружением, который станет символом победы над основным противником на суше и на море, возвысит величие и славу Российской державы и положит начало линейному флоту на Балтике.
 
«Доносим вам о зело превеликой и нечаемой виктории» – так 27 июня 1709 года, из лагеря под Полтавой, Пётр начинал свои письма разным корреспондентам. А в письме генерал-адмиралу Федору Матвеевичу Апраксину он добавил: «И сею у нас неслыханною новиною вас поздравляю и прошу господ высших и нижних, морскаго и сухово пути, поздравить».
 
Вначале из-под Полтавы Пётр направил Скляева в Воронеж, снабдив его «Меморией о воронежских делах». «Мемория» касалась выполнения корабельных и фортификационных дел мастерами Р. Козенцем и О. Наем, находившимися тогда в Воронеже. Из Воронежа Скляев выехал в Петербург. 18 июля 1709 года Петр снова пишет генерал-адмиралу Федору Матвеевичу Апраксину: «Понеже доноситель сего письма господин Скляев при баталии обще с нами был, того ради оному чин капитана морскаго объявлен, и того ради прошу, чтобы вы оной ему чин конфермовать изволили. Великие знаки происходят к будущей кампании нашей на море. Того ради надлежит не точию теми четырьмя караблями поспешить, но и пятой, на которой готов лес в Питебурх, тщание приложить, дабы к будущей весне мог готов быть. В протчем донесет вам словесно господин капитан. А для помощи вам в сем деле к ландрихтеру жестокой указ послан, дабы он по вашим письма все исполнял».
 
Итак, Пётр замыслил выполнить масштабную судостроительную программу – по сути, глобальный государственный проект, для чего в большом количестве требовался корабельный лес. Этот основной строительный материал на главную Адмиралтейскую верфь доставляли из Казани, из Новой Ладоги, из-под Новгорода и других мест. Кроме послания Апраксину, Пётр пишет еще одно, более суровое, письмо главному надзирателю за корабельными рощами (ландрихтеру) Ингерманландской губернии Я.И. Римскому-Корсакову: «Понеже ныне зело нужно корабельное дело в Питербурхе, того ради чего будет от вас требовать к сему делу господин адмирал, немедленно без всякие описки совершенно исполняй, без повторительных указов. А ежели не исполниш, жестоко истязан будеш». Таким образом, Пётр намеревался одновременно развернуть усиленное кораблестроение на двух точках – Северо-Запад (Петербург) и Юг — Воронеж.
 
Петербургское адмиралтейство
Санкт-Петербургское адмиралтейство было основано в конце 1704 года, а уже в 1705 – 1706 годах, по распоряжению Петра, из Вологды в Петербург прибыли «столярного дела ученики», которых определили на верфь. Также «к корабельному строению» в столицу присылали монастырских крестьян из Белоозера, Каргополя и Пошехонья, а также из помещичьих, вотчинных и дворцовых волостей и деревень. По строжайшему указу Петра им приказывалось «идти с великим поспешением».
 
В первые годы существования Адмиралтейства создавалась его инфраструктура, строились эллинги, мастерские и складские магазины, а на верфи большей частью ремонтировались суда флота.
18 января 1708 года Скляев писал Петру I в действующую армию, что под наблюдением корабельного ученика Шпака отобрано и вытесано необходимое количество дубового леса «на 5-й корабль». Позднее этот лес был перевезен в Санкт-Петербург и использован при строительстве 54-пушечного корабля «Полтава». Лето и осень 1709 года прошли в подготовке к началу строительства нового корабля в Санкт-Петербургском Адмиралтействе.
Зубов А.Ф. (?) Адмиралтейство. Гравюра. 1716. ГМИИ им. А.С. Пушкина
 
18 июля 1709 года Петр I напоминал Скляеву: «Немедля послать в Казань лутчево подмастерья, которой бы мог приуготовлять корабелные леса от 80 до 48 пушек», а 16 ноября мастер доложил Государю о готовности каркаса: «Корабль к закладу готов фор и ахтер-штевены и шпангоуты все наделаны; а мы покамест изготовляем прочие деревья буюк-штыки, сетерсы, опланы и прочие что надлежит»
 
Начало строительства на Санкт-Петербургской адмиралтейской верфи линейного корабля «Полтава» открыло качественно новый этап развития государства: Россия приблизилась к тому, чтобы стать одной из ключевых держав Балтийского моря.
 
Этот этап мог начаться только после разгрома и пленения ударных сил шведской армии во главе с королем Карлом XII при Полтаве 27 июня 1709 года. Ранее монарх решился приступить к строительству первых четырех линейных кораблей Балтийского флота только на верфях, основанных на землях, принадлежавших России и до начала войны со Швецией – в Новой Ладоге на Волхове и в Лодейном Поле на Свири. Теперь же «Полтава» строилась в городе на Неве, будущей столице Российской империи.
Закладка корабля
Торжество закладки первого линейного корабля в Санкт-Петербурге прошло не за один день и оказалось нелегким процессом. Именно так, с преодолением больших сложностей, проходило возвращение России на берега Балтики, сооружение новой столицы и преобразование страны в современную державу. В силу растянутости во времени процесса закладки корабля, в источниках существуют разногласия относительно даты этого события.
 
«Табель Российского флота караблям, которой в котором году, месяце и числе заложен», составленный в самом конце правления Петра Великого, содержит утверждение, что 54-пушечный корабль «Полтава» стали строить 5 декабря 1709 года.
 
«Записная тетрадь закладке судов и спуску на воду с 1703 году…», тоже документ Петровской эпохи, написанный параллельным текстом на русском и голландском языках, упоминает: «Полтава» заложена «при Адмиралтействе в 1709 году декабря в 6 числе». Именно 5 декабря 1709 года, более ранней датой, определяют начало строительства исторического корабля справочники.
 
Сохранились, однако, современные событию дневниковые записи очевидца – датского посланника в России Юста Юля. Именно они позволяют установить и точную дату, и подробную картину события. Вот строки из записи дипломата за 4 (15 ст.) декабря 1709 года:
 
«После полудня я отправился на Адмиралтейскую верфь, чтобы присутствовать при поднятии штевней на 50-пушечном корабле, но в тот день был поднят один штевень, так как стрелы (козлы) оказались слишком слабы для подъема ахтерштевня. Царь как главный корабельный мастер (должность, за которую он получает жалованье) распоряжался всем, участвовал вместе с другими в работах и, где нужно было, рубил топором, коим владеет искуснее, нежели все прочие присутствовавшие там плотники. Бывшие на верфи офицеры и другие лица ежеминутно пили и кричали. В боярах, обращенных в шутов, недостатка не было, напротив, их собралось здесь большое множество. Достойно замечания, что, сделав все нужные распоряжения для поднятия форштевня, царь снял пред стоявшим генерал-адмиралом шапку, спросил его, начинать ли и только после получения утвердительного ответа снова надел ее, а затем принялся за свою работу. Такое почтение и послушание царь выказывает не только адмиралу, но и всем старшим по службе лицам, ибо сам он покамест лишь шаутбенахт. Пожалуй, это может показаться смешным, но, по моему мнению, в основании такого образа действий лежит здравое начало: царь собственным примером хочет показать прочим русским как в служебных делах они должны быть почтительны и послушливы в отношении своего начальства». Завершилась церемония закладки корабля, согласно тому же очевидцу, на следующий день 5 (16) декабря 1709 года: «После полудня на вышеупомянутом 50-пушечном корабле в присутствии царя был поднят и ахтерштевень, чего раньше не могли сделать вследствие слабости стрел. Как и в прошлый раз всем распоряжался сам царь, выказывая генерал-адмиралу прежнее почтение. На корабле был поднят также шпангоут, потом флаг и гюйс. При этом выпалили также из орудий».
 
Из документов следует, что линейный корабль «Полтава» русский монарх заложил и начал строить лично в течение 4 – 5 декабря 1709 г. Если же считать по ранней дате, то закладка произошла 4 декабря в знаменательный год Полтавской победы. 
 
Строительство «Полтавы»
Кораблестроительная верфь. Из кн.: Алярд К. Новое галандское кораблестроение. 1709
Строителем «Полтавы» Пётр назначил самого Федосея Скляева. Велось строительство с большими трудностями, не хватало плотников и материалов. В Указе от 18 августа 1710 года сказано: «Понеже здесь не малая есть нужда в мастеровых людях у адмиралтейства и городовых дел, которых надобно 4 720 человек». Несколько ранее, 21 июля 1710 года, Апраксин в своем письме брату, казанскому губернатору Петру Матвеевичу, передал содержание своей беседы с царем, и дал поручение приготовить «для приумножения флота» в Казанской губернии осенью того же года новую партию корабельного дубового леса.
 
Этот дубовый лес требовался для постройки трех кораблей 80-пушечного ранга в Петербурге, согласно программе создания линейного флота 1707 года. Уже весной 1711 года названные лесоматериалы для постройки трех кораблей следовало сплавить в судах по полой воде к Новой Ладоге.
 
15 июня 1712 года, в воскресенье, состоялся спуск первого 54-пушечного линейного корабля «Полтава» построенного в Санкт-Петербургском адмиралтействе.
Как отмечено в документах «новопостроенный корабль Полтаву спустили на воду. И на том корабле были: царевны Екатерина Алексеевна, Наталья Алексеевна и все царской фамилии, также г. адмирал, вице-адмирал, английский посол и прочих дворов посланники, сенаторы и прочие знатные персоны. До самой ночи довольно веселились».
 
В конце августа 1712 года «Полтаву» на камелях (парных плавательных средствах (понтоны) для поддержания корабля на воде для проводки по мелководью) переправили в гавань на острове Котлин, где ее окончательно достроили и оснастили.