Возрождение линейного корабля

  



Проект «Полтава» — достоверное воссоздание в музейных целях первого крупного корабля Российского военно-морского флота, спущенного на воду в Санкт-Петербургском Адмиралтействе.


История флота неотъемлема от истории страны. Долгое время флот определял развитие экономики и общества ведущих европейских государств. И если мы заботимся о будущем, то не в праве забывать о прошлом.

Мы часто ошибаемся, думая, что сейчас, в XXI веке, вся фактическая история давно известна, описана и задокументирована и что нам остается лишь спорить об ее интерпретациях. Если заняться каким-либо вопросом более серьезно, то многие популярные и очевидные вещи окажутся неисследованными и забытыми.

 

Времена Петра I представляются одной из самых благодарных и изученных тем: личностью императора-реформатора, основателя Северной столицы, активно занимались как в Российской империи, так и в Советском Союзе. Об этой эпохе написаны тысячи трудов и ей посвящены сотни музейных экспозиций. В Петербурге редкий праздник обойдется без фигуры Петра, и редкое упоминание о городе прозвучит без выражения «окно в Европу». Но что мы знаем об этом «окне»? И как мы себе представляем петровский флот – колыбель флота российского?

 

До нас дошел настоящий ботик Петра, но ни одного корабля XVIII века, естественно, не сохранилось – все они давно покоятся на дне морском, а без наглядного примера трудно себе представить весь масштаб освоения Россией нового корабельного ремесла, учителями в котором были лучшие морские державы того времени, и трудно вновь почувствовать радость от открывшегося водного простора. 

 

Наш проект был создан для того, чтобы исправить эту ситуацию, воссоздав в натуральную величину первый крупный корабль Балтийского флота – 54-пушечный линейный корабль 4-го ранга «Полтава», в постройке и проектировании которого в 1712 году принимал участие сам Петр I. Это грандиозное строительство должно стать одним из самых важных культурных событий ближайших лет.

 

Уже с начального этапа проекта стало ясно, что задача воссоздания исторического корабля сложнее, чем кажется с первого взгляда. На «Полтаву» не существовало практически никакой доступной документации или подробного популярного материала – все описания и чертежи прятались на полках библиотек и архивов, в делах, которые никто уже много лет, а то и никогда, не открывал. Только благодаря кропотливым изысканиям исследователей и сложной работе конструкторского бюро над техническим чертежом корабля, проект «Полтава» стал полностью выполним и начал набирать силу.

 

В мировой практике уже существуют подобные проекты реконструкции исторических кораблей – например, французский фрегат «Гермиона», на котором Ла Файет отправился в 1798 году на помощь Американским штатам в их войне за независимость или недавно построенный корабль Вест-Индской компании «Батавия» в Нидерландах. В истории современной России была лишь одна попытка – действующая реплика фрегата «Штандарт», спущенная на воду в 1999 году. Команда проектировщиков и строителей, получившая уникальный опыт на сборке фрегата и других деревянных судов, составила костяк коллектива "Полтавы".

 

Уже скоро каждый посетитель исторической верфи сможет увидеть первый линейный корабль Балтийского флота в натуральную величину, и когда этот крупномасштабный проект будет завершен, у России среди других морских держав, появится свой исторический символ – корабль «Полтава».

 

Планируется, что «Полтава» как сердце большого современного музейного комплекса, станет научным, культурным, исследовательским и педагогическим центром по изучению морской истории города и страны.

 

В первую очередь, музейный комплекс будет направлен на будущее – на детей и молодежь, на возрождение интереса к морю и флоту.

 

На сегодняшний день наша верфь является единственной одобренной Российским Морским Регистром Судоходства верфью со своим сертифицированным конструкторским бюро.