Новости

Вы здесь

Сегодня мы хотим рассказать историю копии ботика Петра I, хранившегося на верфи исторического судостроения «Полтава» всё лето, рассказанную одним из непосредственных участников описываемых событий Михаилом Плехановым, в 1991-92 году изучавшим ремесло судового плотника в школе деревянного судостроения Apprenticeshop в Ноблеворо, штат Мэн, США. С 2013 Михаил - главный строитель проекта "Полтава"

21.09.2014

История копии ботика Петра I

Подлинный ботик Петра I, «дедушка русского флота», несмотря на свой малый размер, всегда был и будет очень символическим судном для Российского флота. 
Ботик Петра

На этой небольшой лодке Петр I познавал азы морского дела, после походов на этой лодке были Потешная флотилия, а затем начал строиться русский военно-морской флот. 

Путь, подобный Петровскому, выбрал и Морской исторический клуб Штандарт: в 1989-ом году, стремясь приобщить петербургскую молодежь к искусству мореплавания под парусом и почти забытому ремеслу строительства деревянных судов, участники клуба задумали строительство копии первенца Росиийского военно-морского флота - фрегата “Штандарт”. При этом, осознавая сложности и дороговизну строительства такого корабля, было решено начинать с меньшего по размеру, но очень знакового судна - копии ботика Петра I. 

За отсутствием опыта, специалистов, и разгара перемен в нашей стране, вся затея представлялась почти невозможной, если бы не один журнал, который случайным образом попал участникам в руки. В журнале  “America”, распространяемом американским консульством и рассказывающем о чудесах американского образа жизни, была статья, в которой о говорилось о школе деревянного судостроения «Rockland Apprenticeshop». Она была создана с целью обучения молодежи ремеслу строительства судов из дерева и ухода за ними, за 10 лет работы школы, ее выпускники стали одной из мощных движущих сил возрождения интереса к классическим деревянным судам и возвращения целого флота парусников к жизни. Это было именно то, чему хотели посвятить себя основатели клуба «Штандарт» Александр и Марина Вадейша – история, образовательные мастерские, ремесло, и выходы в море на построенных судах.

После прочтения статьи они написали письмо организатору и идейному вдохновителю школы Лансу Ли (Lance Lee), а Ланс Ли, известный просветитель в области деревянного судостроения, откликнулся, прилетел в Россию и немного позже привез группу своих учеников для обмена опытом. Обмен опытом продолжился в 1990-ом году участием молодежной команды клуба «Штандарт» в соревнованиях “Atlantic Challenge”. Эти соревнования проводятся один раз в два года на исторических 10–весельных капитанских гичках, репликах 12-метровой французской шлюпки XVIII века. Соревнования состоят из состязаний молодежных команд в 11-ти дисциплинах, включая греблю, парусные и гребно-парусные гонки, слалом без руля, наведение навесной переправы, спасение человека за бортом, основы навигации и такелажное дело. Россиянам участвовать в таких соревнованиях понравилась, а международному сообществу «Челленджеров» приглянулась молодая, динамичная и способная команда из Петербурга. 

Ботный дом

С тех пор Россия принимала участие в этих соревнованиях 11 раз, в Петербурге построено и активно используется 5 капитанских гичек, но все это было позже, а тогда, двое, а через год еще двое молодых петербуржцев были приглашены на год в Америку, в школу деревянного судостроения «The Apprenticeshop». Затем, в 1992-ом году, после очередных соревнований Атлантик Челлендж, представители семи стран отправились в Петербург и вместе заложили около Смольного мастерскую – Ботный дом.  Первоначально в Ботном доме планировали строить именно копию Ботика Петра Первого (отсюда и название), но, для того чтобы петербургская молодежь как можно скорее смогла принять участие в международных соревнованиях Atlantic Challenge на судне собственного производства, строительство ботика было отложено - решили построить гичку. 
 
Тем не менее Ботик не был забыт: пока в Петербурге строился Ботный дом, в Америке вторая партия российских учеников начала изготовление набора Ботика: из желтой канадской сосны превосходного качества были выполнены киль, транец, ахтерштевень и все шпангоуты.Все эти детали были перевезены в Петербург в 1994 году. К этому времени под крышей Ботного Дома была уже построена первая российская гичка Enchante и в мастерской продолжили строительство копии Ботика.
 
Практически одновременно с постановкой Ботика на стапель, на территории снаружи мастерской под управлением Владимира Мартусь началось строительство фрегата «Штандарт».
 
Таким образом «Ботик Петра I» и петровский фрегат «Штандарт» строились параллельно практически одной и той же командой и были спущены на воду в 1999 году с разницей в 3 месяца. Участие в строительстве Копии Ботика было первым шагом в судостроение для многих петербуржцев, некоторые из них продолжили совершенствовать ремесло на стапеле фрегата Штандарт, на других кораблях, а теперь составляют костяк команды строителей Полтавы. На наш взгляд символично, что новый Ботик, как и его Петровский предок, помог проложить дорогу новому российскому парусному флоту.

 

«Полтава» на Санкт-Петербургском международном морском фестивале

29 августа стартовал Санкт-Петербургский международный морской фестиваль, на котором представлены верфь исторического судостроения «Полтава» и Академия парусного спорта. В программе фестиваля костюмированные шествия, парады яхт, концертная программа и театрализованные представления. Фестиваль продлится ещё 2 дня и закончится в последний день лета.

В дубе обнаружена пуля

При изготовлении футокса наши строители нашли в стволе одного дуба пулю, застрявшую там в первой половине XX века. Скорее всего, этот дуб был из серии деревьев, доставленных из-под Ртищево Саратовской области.

История копии ботика Петра I

Сегодня мы хотим рассказать историю копии ботика Петра I, хранившегося на верфи исторического судостроения «Полтава» всё лето, рассказанную одним из непосредственных участников описываемых событий Михаилом Плехановым, в 1991-92 году изучавшим ремесло судового плотника в школе деревянного судостроения Apprenticeshop в Ноблеворо, штат Мэн, США. С 2013 Михаил - главный строитель проекта "Полтава"

Герой дня: Роман Комаров

Роман Комаров - один из лучших плотников на нашей верфи, но, как человек скромный, себя таковым не считает. Являясь и плотником, и столяром, и реставратором, и строителем, он всему научился самостоятельно, не заканчивая вузов и профессиональных училищ.

Герой дня: Дмитрий Ларионов

Дмитрий работает на «Полтаве» плотником в бригаде по изготовлению шпангоутов. На верфь исторического судостроения его привлекла, главным образом, морская романтика.