Флот России в XVIII веке

  



Идея реконструкции "Полтавы" возникла в 2012 году, год ушел на научные изыскания, теоретические проекты, поиск специалистов, материала и места строительства, но уже летом 2013 года был изготовлен мидель-шпангоут корабля и было официально объявлено о его закладке.


Наличие мощного флота у страны является характерной чертой сильного государства. Петр I, ясно осознавая этот факт, в предисловии к Морскому уставу 1720 года писал: «Была убо Россия в древние оные времена довольно мужественна и храбра, но не довольно вооружена, ниже правильно расположена. И как политическая пословица сказует о государех, морского флота не имущих, что токмо одну руку имеют, а имеющие и флот, обе. Что и наша Россия одну токмо руку тогда имела».

 

XVIII век для России начался не только с петровских реформ, но и с войны со шведами за возвращение исконных балтийских земель, которые были утеряны по результатам Столбо́вского мира – договора, подписанного 27 февраля 1617 года по окончании русско-шведской войны 1614–1617 годов. Для победы над таким сильным противником помимо современной и хорошо оснащенной армии требовался и такой же флот. В его состав, помимо фрегатов, галер, бригантин и прочих военных кораблей, обязательно должны были входить многопушечные линейные корабли, которые могли на равных противостоять шведской эскадре на Балтийском море. Спуск «Полтава» ознаменовал новый этап войны на море, которая стала носить исключительно наступательный характер со стороны России. Новый корабль стал первым в боевом ядре флота – кораблях «для боя в линии», огневая мощь которых играла решающую роль в генеральной баталии с неприятельским флотом.

 

В кратчайший срок русский флот пополнился еще 27 линейными кораблями, что позволило в конечном итоге, наряду с победами на суше склонить Швецию к заключению мирного соглашения, по которому Россия вернула себе все утерянные территории.

 

Справка: корабли XVIII века и особенности линейных кораблей


Основными видами водного военного транспорта были следующие виды судов:
 
Бомбардирский корабль – парусный двух-трёхмачтовый корабль, на котором устанавливались мортиры для обстрела береговых укреплений и приморских крепостей. В артиллерийском бою с кораблями противника такие суда использовались в меньшей степени.
 
Бот – (от голландского "boot" – лодка) – небольшое парусное или парусно-гребное судно.
 
Бригантина – 2-мачтовый парусный корабль с прямыми парусами на передней мачте и косыми (треугольными) на задней мачте. Вооружение: 6-8 пушек. Использовался для разведывательной и посыльной службы, а также для перевозки войск и грузов в прибрежных районах.
 
Галера – деревянный гребной военный корабль с 1 рядом весел и 1-3 мачтами. В России появились при Петре I. Первые в России галеры имели до 50 вёсел и до 20 пушек. В бою передвигались только на веслах со скоростью до 7 уз. (13 км/ч). Успешно применялись русским флотом в Северной войне против шведов на мелководье и в шхерах Финского залива.
 
Гекбот – трехмачтовое грузовое судно, предназначенное для перевозки войск и воинских грузов.
 
Гу́кор – двухмачтовый корабль с широким носом и круглой кормой. Судно имело длинный бушприт, на котором крепились фор-стеньги стаксель, кливер и бом-кливер.
 
Линейный корабль – класс парусных трехмачтовых деревянных военных кораблей, характеризующийся полным водоизмещением от 500 до 5500 тонн, вооружением и численностью экипажа от 300 до 800 человек при полном укомплектовании. Вооружение до 130 пушек.
 
Пакетбот – (от английского "packet-boat" - почтовая лодка)- небольшое парусное судно для посыльной службы, водоизмещение 200-400 тонн. На вооружении имел несколько легких пушек.
 
Пинк – двух или трёхмачтовое парусное судно с косыми латинскими или прямыми парусами. В русском флоте корабли этого класса появились во время Северной войны и несли на борту от 20 до 38 пушек.
 
Прам – плоскодонное парусное судно, вооруженное орудиями крупных калибров. Применялось при ведении боевых действий против береговых укреплений и крепостей, обстреле береговой линии и на мелководье.
 
Скампаве́я – военное быстроходное судно русского галерного флота в XVIII веке длиной до 30 метров, шириной 5,5 метров и осадкой до 1 метра. Скампавея приводилась в движение 12-18 парами вёсел, одной-двумя мачтами с косыми парусами. Вооружение составляло одну-две пушки малого калибра, обычно расположенные в носовой части корабля. Могла принимать до 150 солдат для ведения абордажного боя. Использовалась для перевозки войск, высадки и огневой поддержки десантов, разведки и охранения при действиях в шхерах.
 
Фрегат – военный трехмачтовый корабль  с полным парусным вооружением с одной или двумя (открытой и закрытой) орудийными палубами на 60 артиллерийских орудий.
 
Шхуна – парусное судно, имеющее две или более мачты с косыми парусами. Мореходно, может ходить круто к ветру. Имело до 16 пушек.
 
Шнява – небольшое двухмачтовое торговое или военное судно XVII-XVIII вв. похожее на шхуну. Водоизмещение до 150 тонн, вооружение 14-18 пушек малого калибра. Экипаж до 80 человек. Предназначалось для разведочной и посыльной служб.
 


Линейный военный флот и голландский опыт


Пётр был хорошо знаком с историей отшумевших англо-голландских войн, в ходе которых голландский адмирал Михил-Адриансзон де Рюйтер впервые применил идеальное построение флота перед сражением. 


 
Этот строй состоял из трех частей – авангарда, кордебаталии и арьергарда (три дивизии, составляющие эскадру — главное боевое соединение флота); линия строя совпадала с линией курса, угол строя равнялся 180°, корабли следовали за головным в колонне в кильватер друг другу (четко друг за другом) на установленной дистанции. Линия кильватерной колонной (или линия баталии, линия де баталии) позволяла одновременно задействовать силу огня корабельной артиллерии одного борта. 
 
Добиться намеченных целей по строительству линейного флота Пётр мог только с помощью иностранных мастеров, у которых имелся значительный судостроительный опыт. Поиски привели государя в Англию в январе 1698 года, где на королевской верфи Дептфорда в течение трех месяцев напряженного труда он фактически освоил основы теории и практики корабельной архитектуры и технологии судостроения.

Английская система кораблестроения


В тот период в Англии преобладала методика проектирования и постройки судов по системе известного кораблестроителя сэра Энтони Дина (Sir Anthony Deanе), предложенная им Британскому Адмиралтейству в 1670 году. Эта методика состояла из следующих основных правил. Прежде всего, мастера определяли обводы (внешний вид) корпуса, затем вычисляли размеры всех элементов набора в соответствии с полученными данными по обводам, рассчитывали базовые технические характеристики корабля, соотношение его длины и ширины, водоизмещение, определяли метацентр (центр кривизны траектории, по которой перемещается центр величины в процессе наклонения судна), места миделевого (срединного) шпангоута и положения мачт, распределяли статьи нагрузки. Например, если для повышения скорости уменьшить ширину и увеличить длину корабля, то тогда неизбежно уменьшалась и площадь парусности. Это влекло за собой укорачивание мачт, облегчение оснастки и уменьшение нагрузки, что в целом способствовало увеличению скорости и уменьшению дрейфа.
 
Но зачастую расчеты при задавании меньшей ширины и увеличения длины приводили к отрицательной остойчивости или кренящим моментам. Так же парусный корабль при килевой качке всегда находился в опасном положении, так как ослабевали его деревянные связи и рангоут (все деревянные детали, служащие для несения парусов, флагов, подъема сигналов и т. п., к рангоуту относятся, например, мачты). Чаще ломались фок-мачта (первая от носа) и бушприт (горизонтальное либо наклонное рангоутное древо, выступающее вперед с носа судна для смещения центра парусности и увеличения маневренности), особенно в тот момент, когда зарывшийся в воду нос начинал из нее подниматься. Поэтому задача проектировщиков состояла в том, чтобы правильно рассчитать ширину у грузовой ватерлинии и точно определить плавность кривизны линий сужения к подводной части корпуса.
 
В 1706 году Британское Адмиралтейство приняло новый кораблестроительный Штат взамен Штата 1672 года, по которому размеры 60-пушечных и 50-пушечных кораблей, относящихся к 4 рангу, были изменены.
 
После возвращения из-за границы, Пётр I пригласил на русскую службу корабельных мастеров из Англии. Так в России оказались сын Энтони Дина — ДжонДин и Джон (Осип) Най, затем - корабельные мастера Ричард Козенц и Ричард Броун.
На отказ Петра от голландских методов постройки судов в пользу британских обратил внимание английский посол в Петербурге Чарльз Уитворт. Он докладывал статс-секретарю по иностранным делам Роберту Харлею, в Лондон:
 
«Царь сильно любит корабельное дело. Ему особенно полюбилась английская манера судостроения, которая легче и чище голландской, потому большая часть голландцев им от службы уволена. Царь относится к корабельному делу с таким увлечением, что, я уверен, его ничем нельзя оскорбить более глубоко, как запрещением корабельным плотникам наниматься в Россию или отозванием на родину тех, которые уже состоят на русской службе».


Корабельная программа Балтийского флота

В конце 1707 года Пётр утверждает кораблестроительную программу Балтийского флота, согласно которой в его состав предполагалось:
 
27 линейных кораблей по 50-80 пушек;
6 фрегатов по 32 пушки;
6 шняв на 18 пушек.
 
Английский офицер на русской службе Джон Ден писал, что Пётр горячо отстаивал свою точку зрения о том, что он предпочитает строить на Балтике короткие корабли, поскольку они обладали лучшими мореходными качествами, а волнение на Балтике не такое сильное, как на других морях. 
 
В ноябре 1705 года государь отправил корабельному мастеру, работавшему при нем еще со времен Потешной флотилии, Федосею Скляеву, «Разсуждение о кораблях, кои впредь делать, и для того надлежит ранее чертежи готовить».
Пётр предлагал применить следующие соотношения параметров для кораблей на 60 пушек: длина — 147-150 футов (44,8-45,7 м), ширина — 43-44,5 фута (13,1-13,6 м), глубину интрюма (трюма) от 15-17 футов (от 4,6-5,2 м).
 
Письмо Петр закончил такими словами: «А ежели что малое прибавить или убавить, в том полагаю на разсуждение каждого мастера».
 
В период с 1705 по 1708 годы основной боевой силой Балтийского флота являлись 28-пушечные фрегаты, которые уже требовали качественного ремонта – тимберовки. Эти фрегаты несли на нижней батарее 12-фунтовые пушки, и при взаимодействии с береговыми батареями на острове Котлин и в устье Невы могли успешно противостоять шведскому флоту. Однако для ведения наступательных боевых операций на море требовались суда с более мощными 18-фунтовыми и 24-фунтовыми орудиями, и таковыми судами стали фрегаты «Думкрат» и «Олифант». Однако наличие в строю этих двух фрегатов положения не спасало: флот нуждался в полноценных линейных кораблях. 
 


Первые линейные корабли


19 июля 1708 года Петр издает указ о постройке судов в Новой Ладоге:
«1708 года июля в 19 день В.Г. указал в Новой Ладоге строить вновь два корабля из дубового лесу, который готовил Лукьян Верещагин, и для того строения послать от адмиралтейства корабельного дела мастера иноземца Броуна, да корабельного ж ученика Гаврилу Меншикова, да к тому ж строению в Ладогу взять с Олонецкой верфи дворянина Гаврилу Григорьева, да старого подьячего, да молодого подьячего, работников 200 человек плотников 100 человек, кузнечного подмастерья, да кузнецов 20 человек». О прохождении работ государя осведомляли Федосей Скляев и Александр Васильевич Кикин, описывая проблемы, которые возникали с корабельным лесом.
Так появились корабли «Выборг», «Рига» и «Пернов». Четвертый корабль разбился на переходе в Петербург и остался в истории Российского флота безымянным. Компоновка артиллерии на этих кораблях, согласно донесению датского посла в Петербурге, предусматривалась следующая:
на каждом по 45 орудий;
18-фунтовые –  на нижней палубе;
8-фунтовые – на верхней;
4-фунтовые – на квартердеке и баке (помосты в носовой и кормовой части корабля).