Переписка

  


Письмо графа Апраксина к Сиверсу из Ревеля, 1716 года февраля 7

 

Сей день немедленно прикажи к килованию готовить корабль Полтаву, и что в нем есть сегодня вынимать и класть легкое на гавань, а тяжелое вывозить на санях, и фрегат С. Питер, а лед можно обрубить и тогда в килованью изготовятся, чтоб за тем в работах медления не было.

 

Материалы по истории русского флота. Т. 2 С. 12


 

Письмо Бредаля Государю из Лондона, 1716 года апреля 10

 

Слава Богу мы сегодня уже корабль Мальбург из дока вывели и буду дней в 10 готов к выходу; английский флот також вместе пойдет. Капитан Шельтинг прислал ко мне из Голландии 180 человек обер и унтер-офицеров, и некоторая часть из них есть великие шельмы, которые ребелию было учинили и хотели на море с флотом уйти, но я их держу под добрым управлением и буду их лучше обучать.

За неимением людей оставлю здесь корабль Оксфорд у господина Гутфеля. Я принял здесь некоторое число унтер-офицеров; хотяб 500 человек хотел иметь, но не имею на то указа. Все свое старание будем прилагать во всем. Корабль Перл еще сюда не бывал. Пушки с Оксфорда и некоторую часть с Самсона снял и положил на новые корабли.

 

Материалы по истории русского флота. Т. 3 С. 47 


 

Выписка из письма Бредаля к Государю с корабля Марльбург, из Konenгaгeна, 1716 года мая 31

 

Поздравляю В. В. пришествием российских воинских кораблей сюда, которыми я честь имел командовать. Сюда я пришел въ 30-й день мая. Я бы шестью днями paнее сюда был, но понеже с тремя кораблями в Норвегии случиться имел, то не мог ранее сюда прибыть. На море не видал никаких неприятельских кораблей. 4 шлюпки английскияновыя привез я с собою по 12, 10 и 8 весел, все изрядныя; 6 дюжин стулов с двумя кроватьми.

Корабль Оксфорд отдал я консулу Гутфелю по приказу князя Куракина. Корабль Марльбург на ходу зело изряден, люди мои все здоровы п во всю зиму только двое умерли. Я великую нужду имел в людях и пушках, ежелиб я еще 12 пушек 18-ти фунтовых имел, тоб мои пушки были комплект, тогда б имел 66 пушек на корабле. А ныне в нижнем лаге имею 18-ти фунтовыя, на деке 12-ти, на баке и галф-деке 6-ти фунтовыя. Могу поставить и 24-тифунтовыя, ежелибоныя имел. Корабль довольно крепок и слава Богу все в изрядном состоянии и уповаю что В. В. меня указом снабдит что мне ныне делать.

 

Материалы по истории русского флота. Т. 2 С. 76


 

Указ Государя Шельтигу, данный с корабля Ингерманланд при Бронгольме, 1716 года августа 14

 

  1. Когда в небытность нашу при флоте, быть тебе с нашею эскадрою при соединенном флоте, и когда адмиралы будут консилиум держать на русском корабле, тебе быть при том и что с общаго согласия поставят, то и чинить. Место свое иметь в ариергардии.
  2. Какое важное дело будет в совете соединенных флотов предложено, то записывать и потом держать консилиум со всеми капитаны своими, и что присоветуют и подпишут, то такой ответ и дать.
  3. В деташир более как третья доля с прочими наших кораблей не давать.
  4. Когда уведаете о транспорте что пришел к Копенгагену, тогда отпусти нижепоименованные корабли к нам немедленно: Фортуну, Михаил, Рафаил, Гавриил, Лансдоу; а буде Полтава и Ягудиил сюда не будут, тогда только два из сих отпустить.
  5. Когда мы для десанта от флота пойдем прочьи в знак того штандарт опустим, тогда тебе более не последовать за нами, но быть при соединенном флоте как выше объявлено.

 

Материалы по истории русского флота. Т. 2 С. 119 


 

Письмо Шельтинга к Государю с корабля Марльбург от острова Драке, 1716 года сентября 2

 

30-го августа получил указ В.В. и вследствие его пришел сего 2-го сентября с эскадрой В.В. на южную сторону острова Драке, исключая двух крейсеров капитанов Фангента (капитан "Полтавы" с 1715-1717) и Фандергона, которых поджидаю сегодня же, потому что им было назначено присоединиться к эскадре в этот день. От командира Сиверса и капитана Веселя принял я некоторых больных. Теперь их на всей эскадре 128 человек. Я полагаю, что В.В. не благоугодно ли будет повелеть оставить лучше на эскадре, чем отвозить в Копенгаген, на что буду ожидать указа В.В.

 

Материалы по истории русского флота. Т. 2 С. 125


 

Выписка из письма Сиверса к графу Апраксину с корабля Св. Екатерина от Ревеля 1716 года октября 22

 

Доношу В.В.С., что вчерашняго числа с кораблями при Ревеле прибыл в добром здоровьи кроме Михаила Архангела, который отлучился ночью 20-го да 21-го числа отсель 10 миль.

Сего октября 14-го числа от Копенгагена пошли, а в полночь промеж 15-го и 16-го чисел от Борнгольма, а воинские корабли датские да английские остались при Борнгольме дожидаться торговаго флота.

Когда Ц.В. намерен был отпустить флот свой к Ревелю, фрегаты Арондель да Самсон посланы наперед сего октября 10-го числа на встречу кораблям Москва да Шлиссельбург, что б они поворотились назад и все амуниция  суда, но они еще сюда не бывали, но понеже в море  никаких кораблей не видал, я чаю их во Гданску.

Сей момент прибыл капитан Бекер на фрегате Арондель и сказал, что корабли Москва да Шлиссельбург ждут, также прочия амуниция суда и чаю, что сегодня или завтра будут сюда.

Капитан Небель взял гукор шведский, на котором 6 пушек да 6 басов, когда были промеж Гогланда и Даго, и капитан который на оном гукоре был сказал, что шведский флот в Карлскроне стоит, которые корабли у Аландсгафа  тому две недели назад пошли в Стокгольм.

Еще присылаю В.В.С. роспись кораблям, которые со мною прибыли. Сколько скоро возможно  корабли буду вводить в гавань и стараться, что б зачали работать.

Роспись кораблям Е.В.Ц., которые прибыли к Ревелю
 
Корабли: Офицеры:
Марльбург Капитан-командор Шельтинг
Св. Екатерина капитан Сиверс
Ингерманландия Гослер
Полтава Фангент
Фортуна Весель
Михаил Архангел Ру
Рафаил Гаун
Гавриил Брант
Уриил  И. Синявин
Девоншир Н. Синявин
Селафаил Гофт
Портсмут Экгов
Перл Беринг
Илия Нильсон
Лансдоу Небель
Остались при Копенгагене:
Ягудиил капитан Фандергон
Варахаил капитан-поручик Бенс

 

Материалы по истории русского флота. Т. 3 С.141


 

Журнал о бывшем в Ревеле шторме 1716 года ноября 9-10

 

Бысть ветер W да WNW и NW, жесток ветер стал быть и была буря жестокая, а в нощи поворотился к N и к NNW прежестоий.

По утру ветер NNW и N, между теми NO и NNO, тогож дня воста шторм и присмотря в великую погоду, как морские тако и сухопутные офицеры со всеми своими рядовыми в гавань собрались к кораблям.

А пополудня новая гавань с краю ближний ящик трогался и стало в гавань клонить на бок и ломаться.

Всякое вспоможение чинили и крепили пушки сколько возможно было.

Такожде трудился около кораблей по возможности своей, что б весть корабли в старую гавань дабы от превеликия зыбли не учинили какое повреждение, понеже ж новая гавань тронулась и на ходу была от жестокой волны.

 

 


 

Выписка из письма графа Апраксина к Государю из С. Петербурга, 1717 года февраля 18

 

В. В. покорно доношу: дела адмиралтейския також и в строении ко­раблей и в приуготовлении военных эскадр, как в Ревеле так и при Котлине острове, с Божию помощию сколько возможно исправляем и надеемся к удобному вешнему времени исправить. Точию имеем нужду в добром командире, також ежели возможно известных хотя одного или двух капитанов, а вместо тех из старых отпустить.

При том В. В. без доношенияя оставить не смел, когда лед пройдет, для лучшей безопасности не изволишь ли В. В. от Ревела тяжелые корабли, а именно Марльбург, и здешняго строния, кроме Полтавы, и два, которые сделаны в Голландии привесть к Кроншлоту, а тамо оставить Полтаву, Перл и  шесть  кораблей городских и  фрегатьг. Ш нашему мнйнго дондеке гавань тамо по ваи Ьреаио В. В. сде­лается, ежелн непр1ятель сильно приступить, отъ бокбардированья за теснотою можетъ быть не без труда, такожде п отъ брандеровъ не безопасно; однвеохъ cie полагается высокому В. В. разсужденш.

 

 


 

Выписка uз письма Фангента к графу Апраксину с корабля Полтава от Дагерорда, 1717 года мая 22

 

При сем идет отсюда паки к Ревелю капитан Экгов с кораблем Портсмутом, который по указу В. С. от сего числа минув назад 8 дней, а именно до 18-го числа с нами крейсовал для учинения пробы, и оный корабль несколько суток при нарочитой погоде с нынешним вооружением и баластом изряден и видно что во флoте служить может, понеже он не токмо не шаток но и во всех действах удобен и на парусах по сему нашему свидетельству ходок.

 

Материалы по истории русского флота. Т. 2 С. 214


 

Временное распределение офицеров на суда ревельской эскадры, 1717 года января 18

 

Корабли: Офицеры:
Марльбург Капитан-командор Шельтиг. Капитан-поручик Лебау, Поручиков 4, Мичман 1.
С. Екатерина Капитан-командор Сиверс, Капитан-поручик Яков Фиян, Поручиков 4, Мичман 1.
Москва Капитан Петр Беземакер, Капитан-поручик Юнгебур, Поручиков 4, Мичман 1.
Шлиссельбург Капитан Гендрих Вессль, Капитан-поручи кАрмитаж, Поручиков 4, Мичман 1.
Полтава Капитан Вилим Фангент, Капитан-поручик Дюжен, Поручиков 4, Мичман 1.
Ингерманланд Капитан Мартын Гослер, Капитан-поручики: Ян Деляп и Карл Фанверт, Поручиков 4, Мичман 1
Архангел Михаил Капитан Томас Рю, Капитан-поручик Элас Остенсен, Поручиков 3, Мичман 1.
Портсмут Капитан Николас Экгов, Капитан-поручик Дейэгус, Поручиков 3, Мичман 1.
Архангел Рафаил Капитан Христофор Гаук, Капитан-поручик Фан Ангарен, Поручиков 3.
Гавриил Капитан Исак Брант, Поручиков 3.
Уриил Капитан Иван Синявин, Поручиков 3.
Девоншир Капитан Наум Синявин, Поручиков 3.
Перл Капитан Витус Беринг, Поручиков 3.
Варахиил Капитан Питер Небель, Поручиков 3.
Селафаил Капитан Гофт, Поручиков 3.
Виктория Капитан Фока Крамер, Поручиков 3.
Арондель Капитан Бекер, Поручиков 3.
Ричмонд Капитан Торнгоут.
Самсон Капитан-поручик Ян Ден, Поручиков 3.
Лансдоу Капитан-поручик Вилим Батинг, Поручиков 3.
Сант Илия Капитан-поручик Питер бенс, Поручиков 3.
Стафорд (гошпиталь) Капитан-поручик Лауренс Корнелий Берг, Поручиков 3.

 

Материалы по истории русского флота. Т. 2 С.178